К 100-летию Ленинского комсомола Шадринским государственным педагогическим университетом была проведена Всероссийская научно-практическая конференция с Международным участием.
Сборник включил в себя материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Молодежные движения и организации XX века (к столетию образования ВЛКСМ)». Авторами материалов сборника являются доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты, магистранты, студенты, научные и практические работники, преподаватели учебных заведений из зарубежных стран (Республики Болгарии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан, Республики Молдова, Донецкой Народной Республики), а также городов России (Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Киров, Москва, Орел, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Тюмень, Уфа, Шадринск и др.).
В этом сборнике была опубликована статья Второго секретаря Центрального Комитета Ленинского коммунистического союза молодежи Донецкой Народной Республики Антона Саенко «Влияние пионерской организации на подрастающее поколение Советского Союза (60−80-е годы ХХ века)».
Аннотация.В статье проанализированы формы и методы воспитательной деятельности пионерской организации СССР, влияние организации на формирование личности, советского гражданина. На основании соответствующей литературы сделаны выводы о роли детского движения в народном хозяйстве, нравственном, эстетическом, спортивном воспитании детей.
Ключевые слова: СССР, пионерская организация, школа, подрастающее поколение.
Деятельность пионерской организации в 60-80-е годы ХХ в. представляет определенный научный интерес ввиду того, что она была неотъемлемой составляющей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с семьей, школой и другими учреждениями, причастными к воспитанию детей и подростков, она формировала личность, используя своеобразные формы и методы. Анализ педагогической литературы показал, что воспитательное воздействие пионерской организации на каждого школьника определенного возраста в 60-80-е годы ХХ в. было чрезвычайно велико. Во-первых, она была единственной общественной детской организацией, которая предоставляла возможность детям и подросткам в разнообразной деятельности закрепить полученные в школе знания, умения и навыки. Во-вторых, она имела средства, которые способствовали формированию таких качеств, как сознание, общественные интересы, активность, навыки коллективной деятельности и т.п. В-третьих, воспитательное воздействие пионерской организации приходилось на тот возраст в жизни человека, когда формировались основы его личности. Она охватывала практически всех учеников III-VIII классов (10-14 лет). В-четвертых, она охватывала своим влиянием как школьную, так и внешкольную сферы жизни и деятельности детей и подростков [2, с. 25].
Пионерская организация использовала в своей деятельности широкий спектр методов, которые давали простор для детской активности, самостоятельности, инициативы: метод привлечения пионеров к практическому участию в общественно-политической жизни народа, в коммунистическом строительстве, соревнования, метод пионерских поручений, методы и приемы нравственного воспитания (сочетание разъяснительной воспитательной работы с исполнением ими общественно полезного труда для своего коллектива, для родного города, села, для советских людей, для всего прогрессивного человечества), поощрения и взыскания, метод рассказа, беседы, демонстрации, метод работы с печатным словом, организация самостоятельных наблюдений и исследовательской деятельности пионеров, постановка привлекательных перспектив, метод создания и укрепления пионерских традиций и др. [5, с. 29-33].
Важнейшим принципом деятельности пионерской организации был принцип использования интереса и игры, который вполне соответствовал психологическим особенностям подросткового возраста. В педагогической литературе 60-80-х гг. настойчиво прослеживается мысль о том, что «вся жизнь пионерской дружины, отряда, звена должна быть яркой, красочной, интересной, влиять на эмоции детей, захватывать их», элементами игры должна была пронизана и серьезная деятельность детей: пионерские сборы, общественно полезный труд, работа различных пионерских объединений [5, с. 28-29]. Это существенно повлияло на выбор методов и форм пионерской деятельности. Например, распространенными были: Всесоюзное соревнование пионерских отрядов, соревнования за право подписать рапорт партии, Ленинскому комсомолу, соревнование за право называться отрядом, дружиной «спутник семилетки»; Всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница», игры «Светофор», «Путешествие в страну Пионерия»; всесоюзные конкурсы, викторины: «Источник», «Турнир», «Нас 25 миллионов»; спортивные соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья», «Нептун»; трудовые соревнования: Всесоюзное соревнование «Миллион — Родине», соревнования между школами и городами (например, в июле 1978 пионеры шахтерской Горловки вызвали на соревнования за успешное выполнение пионерской двухлетки юных ленинградцев) [1, с. 22-23 ; 2].
На протяжении всей своей деятельности, начиная с 20-х годов ХХ в., Пионерская организация накопила множество форм работы, которые могут быть актуальными и полезными в наше время. Уже в 20-30-е годы деятельность пионерской организации приобрела общественно полезное направление, что и определило весь характер методики пионерской работы [1, с. 10]. Значительным расширением сферы общественно полезной пионерской работы характеризовались 60-80-е годы ХХ в. Объектами пионерской заботы были школа, промышленные предприятия, колхозы, совхозы, государственные учреждения, детские сады, воинские части, ударные здания пятилеток. Получили дальнейшее развитие такие направления общественно полезной пионерской деятельности, как тимуровская работа, работа с октябрятами, движение красных следопытов. Как утверждали исследователи пионерского движения, в эти годы пионеры делали значительный вклад в выполнение народнохозяйственных планов [1, с. 22].
На основе анализа педагогической литературы исследуемого периода выявлено, что в своей деятельности пионерская организация пользовалась как общими и для школы, и для пионерии, так и специфическими формами работы. К общим принадлежали беседы, встречи, походы, турниры, конкурсы, лекции, политинформации, диспуты, тематические вечера и утренники и др. А вот сборы, слеты с применением пионерских ритуалов, символики, атрибутов проводили только пионеры, они организовывали пионерские маевки, митинги, манифестации, фестивали и форумы дружбы, сбор средств в Фонд мира, разведку пионерских дел, акции и операции в пределах Марша пионерских отрядов [2, с. 38 ; 3, с. 72].
Наиболее типичными формами работы пионерской организации в 60-80-е годы ХХ в. были пионерский сбор, пионерский слет, пионерская линейка, пионерский костер, обзор пионерского строя, тематические праздники (например, праздник, посвященный Международному году ребенка под девизом «За счастливое детство в мирном мире» в Артеке, август 1979), митинги солидарности с народами, боролись за независимость, против империализма); фестивали (детский фестиваль «Салют, Победа!» в Артеке, июль 1975; детский фестиваль «Пусть всегда будет солнце!» в Москве, июль 1977); музеи (В. И. Ленина, Славы, музеи любимого героя, имя которого носила дружина), клубы (интересных встреч, интернациональной дружбы). Распространенными были акции и операции, которые объединяли самые популярные формы работы пионерских коллективов «Солидарность», «Живи, книга!», «Миллион — Родине», «БАМа — пионерские мосты» (например, месячник солидарности советской молодежи с народом и молодежью Вьетнама, апрель 1968; операция «Пионеры СССР — Вьетнама», апрель 1968; Всесоюзная операция «Чукотка», сентябрь 1975 [5, с. 69 ; 4].
Все эти и многие другие формы работы с пионерами были важным дополнением к воспитательной работе школы и внешкольных учреждений. Общие и специфические формы воздействия на детей и подростков способствовали привлечению их к общественно-политическому и общественно полезному труду на благо Советского Союза и таким образом всесторонне развивали личность, формировали у каждого школьника такие качества, как патриотизм и интернационализм, трудолюбие, ответственное отношение к учебе, организованность и дисциплинированность, инициативность и самостоятельность, готовность приносить пользу Родине, активную жизненную позицию.
Литература
- Воспитательная деятельность пионерской организации: вопросы методики / под ред. Б.Е. Ширвиндта. − М. : Педагогика, 1982. − 168 с.
- Система воспитательной деятельности пионерской организации / под ред. Б.Е. Ширвиндта. – М. : Педагогика, 1978. – 176 с.
- Ширвиндт, Б Е. Система деятельности пионерской дружины / Б.Е. Ширвиндт. − М. : Просвещение, 1975. – 136 с.
- ЛітописпіонерськоїорганізаціїУкраїни (1941–1982) // ПіонеріяУкраїни. 1941– 1982 рр :збірник / Упорядник Б. М. Нудлін. – Киев : Молодь, 1983. – 384 с.
- Методика роботипіонерськоїдружини / за ред. І.А. Винниченко та В.А. Якубовського. – Киев : Рад. школа, 1970. – 319 с.