Заявление Министерства Иностранных Дел Республики Куба.
16 января 2019 года Государственный департамент США объявил о решении приостановить только на 45 дней действие III раздела Закона Хелмса-Бертона «для осуществления тщательного пересмотра… в свете национальных интересов Соединенных Штатов и усилий по ускорению перехода к демократии на Кубе, и включить такие элементы, как жесткое угнетение режима против прав человека и основных свобод и его необъяснимую поддержку все более авторитарных и коррумпированных режимов Венесуэлы и Никарагуа».
Правительство президента Дональда Трампа угрожает сделать новый шаг, который мог бы усилить, в опасной мере, блокаду против Кубы, грубо нарушить международное право и непосредственно нанести ущерб суверенитету и интересам третьих стран.
Куба выступает против этой угрозы самым решительным, твердым и категорическим образом. Она принимает ее как враждебный акт крайнего высокомерия и безответственности, осуждая при этом неуважительный и клеветнический язык публичного послания Государственного департамента.
Закон Хелмса-Бертона вступил в силу в 1996 году. Он был разработан с целью кодификации и ужесточения политики экономической, торговой и финансовой блокады, официально введенной в 1962 году, с целью подрыва и свержения правительства Кубы и введения режима, благоприятствующего правительству Соединенных Штатов.
Закон состоит из четырех разделов и применяется с момента его принятия. Он характеризуется весьма экстерриториальной сферой применения, нарушением норм и принципов международного права, нарушением правил международной торговли и экономических отношений и ущемлением суверенитета других государств, главным образом путем применения его положений в отношении компаний и лиц, учрежденных на территории этих государств.
Он был отвергнут почти единогласно международным сообществом в Организации Объединенных Наций, специализированных международных организациях и региональных организациях, таких, как Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна и Африканский Союз. В ряде стран действуют национальные законы, направленные на преодоление экстерриториальных последствий этого закона.
Основные цели закона Хелмса-Бертона заключаются в том, чтобы препятствовать экономическим, торговым и финансовым отношениям Кубы с третьими странами и повлиять на их способность привлекать прямые инвестиции иностранного капитала к их развитию. Данным целям конкретно посвящены разделы III и IV этого закона.
Раздел III предусматривает разрешение американским гражданам подавать в суды Соединенных Штатов иски против любого иностранца, который «торгует» американским имуществом, которое было национализировано на Кубе в 1960-х годах в рамках законного процесса, признанного Верховным Судом Соединенных Штатов, осуществляемого кубинским правительством в полном соответствии с национальным законодательством и международным правом.
Среди наиболее значимых заблуждений этот раздел распространяется на владельцев, не являющихся гражданами Соединенных Штатов на момент национализации, и чью предполагаемую собственность никто не утверждал.
В соответствии с положениями самого Закона Хелмса-Бертона все президенты США с 1996 года, включая Трампа в 2017 и 2018 годах, последовательно использовали исполнительную власть для приостановления применения Раздела III каждые шесть месяцев на основании признания того, что это является его самым грубым и неприемлемым аспектом против международного права и суверенитета других государств. Также понимая, что его применение приведет к непреодолимым препятствиям для любой перспективы урегулирования претензий и компенсаций законным американским владельцам.
Со своей стороны, 2 ноября 1999 года Провинциальный Народный Суд Гаваны заявил о возбуждении иска против правительства Соединенных Штатов в связи с нанесением человеческого ущерба и выдвинул ему санкцию на предоставление компенсации и возмещение ущерба кубинскому народу в размере 181 100 млн долл. США, а 5 мая 2000 года — за экономический ущерб, нанесенный Кубе, и выдвинул ему санкцию на уплату 121 000 млн долл. США.
Министерство иностранных дел подтвердило готовность Кубы найти решение по взаимным претензиям и компенсациям.
Это решение, которое правительство Соединенных Штатов угрожает принять, будет означать, что, вопреки нормам международного права и практике международных отношений, иностранные физические и юридические лица с законным бизнесом на Кубе могут оказаться под угрозой рассмотрения необоснованных и не имеющих законности претензий в судах Соединенных Штатов. Известно о политически мотивированном и продажном поведении некоторых судов Флориды, часто используемых в качестве оружия против Кубы.
Для нашего народа это означает еще раз твердо, осознанно и решительно противодействовать стремлению американского империализма подчинить его господству и наставничеству судьбу кубинского народа.
Если бы раздел III применялся в соответствии с этим законом и угрозами в заявлении Государственного департамента, каждый кубинец и каждая община страны увидели бы, как подаются в суды Соединенных Штатов иски о собственности на жилье, которое они занимают, трудовой центр, в котором они работают, школу, которую посещают их дети, поликлинику, в которой они получают медицинскую помощь, земли, на которых строятся их районы; и смогут констатировать притязания на узурпацию у нас, кубинцев, богатств страны, инфраструктуры, пахотных земель, промышленности, горнодобывающих ресурсов, энергетического потенциала и основ для развития науки и техники и обслуживания населения.
Мы все должны помнить об ужасающем содержании плана Буша, в котором подробно описывается реализация способа, как кубинские семьи и страна будут лишены практически всего.
На протяжении более двадцати лет закон Хелмс-Бертона направлял интервенционистские усилия антикубинских секторов в Соединенных Штатах на нападение на кубинскую нацию и подрыв ее суверенитета. В силу его применения, были утверждены сотни млн. долл. для подрыва внутреннего порядка на Кубе, и были приняты бесчисленные меры, чтобы попытаться добиться смены режима. Его экономическое воздействие повлекло за собой высокие затраты на усилия страны направленные на развитие и на благосостояние населения, что не стало более значительным гуманитарным последствием благодаря режиму социальной справедливости на Кубе.
Притязание на полное осуществление раздела III продвигается вопреки критерию крупных правительственных ведомств Соединенных Штатов, а также в результате власти и влияния, которого достигли в правительстве те люди, чья политическая карьера была отмечена бессильной обидой против Кубы и была основана на использовании лжи и шантажа.
Большая часть общественного мнения Соединенных Штатов последовательно выступает против экономической блокады, что подтверждается самыми квалифицированными исследованиями.
История с достаточной ясностью фиксирует, что политика экономической блокады и двусторонние проблемы между Кубой и Соединенными Штатами не исходят от справедливой национализации, которая в соответствии с законом и с законным правом была осуществлена революционным правительством. Военная, экономическая и террористическая агрессия правительства Соединенных Штатов началась против Кубы еще до того, как произошли фундаментальные акты национализации американской собственности.
Известно, что все национализации иностранной собственности, в том числе и американской, предусматривали в законе обязательство о компенсации, которое правительство США отказалось даже обсуждать, в то время как правительства заявителей из других стран взяли на себя все эти обязательства, всех тех, кто получил должную компенсацию.
Министерство Иностранных Дел вновь подтверждает постулаты Закона о Подтверждении Кубинского Достоинства и Суверенитета (закон № 80) и подчеркивает, что закон Хелмса-Бертона является незаконным, неприменимым, не имеющим юридической силы ни правовых последствий. Следовательно, будет считать недействительными любые претензии, прикрывающиеся им, от физического или юридического лица, независимо от его гражданства или национальности.
Правительство Кубы оставляет за собой право своевременно реагировать на эту новую агрессию
Гавана, 17 января 2019 года