Вот уже более трех лет наша Республика находится в состоянии гражданской войны, мужественно отражая агрессивные военные действия со стороны киевских силовиков и националистических бандформирований. На протяжении этих трех с половиной лет в невероятно тяжелых условиях экономической, транспортной и продовольственной блокады, устроенной Киевом, мы успешно строим наше народное государство. Мы строим социально справедливое, правовое, многонациональное, основанное на подлинном народовластии государство. И, я думаю, этот уникальный и бесценный опыт созидания народного государства обязательно войдет в учебники истории, по которым будут учиться наши дети и внуки.
Следует особо подчеркнуть, что важнейшим атрибутом государственности наряду со стабильной финансово-экономической системой и достойными вооруженными силами является также идеология. Общеизвестно, что под идеологией понимают систему политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. А если проще – идеология – от слов идея, идеал, которые понимает и принимает большинство граждан страны. Это своеобразная система ценностей. И в этом отношении приходится с сожалением констатировать, что здесь у нас не все в порядке, и мы находимся только в начале пути.
Конечно, в поисках приемлемой идеологии мы обращаем все наши взоры на Российскую Федерацию, которая оказала нам неоценимую помощь в противостоянии с озверелым агрессором и в строительстве новой жизни. Но если обратиться к российской Конституции, которая была разработана иностранными советниками еще при могильщике Советского Союза Ельцине и наскоро принята в 1993 году после расстрела российского парламента, то мы обнаружим, что 13-я статья не предусматривает наличие какой-либо идеологии в России. Прошло около полувека со времени тех трагических событий, и сама жизнь показала абсурдность этой статьи, так как ни одно суверенное государство не может существовать без идеологии, идейно скрепляющей гражданское общество.
Сейчас мы видим, как в России идут поиски новой идеологии, и происходит активный процесс ее выработки. Мы с интересом наблюдаем попытку создать своеобразную и какую-то гибридную систему ценностей, искусственно соединив религиозное мировоззрение и набор монархических идей. Попытка, на мой взгляд, не совсем удачная. Но ведь нельзя же открыто показать и зафиксировать либерально-буржуазную потребительскую мораль, наложив ее на все еще живучие в толще народа идеи социальной справедливости и советские ценности!
Вот и приходится прибегать к традиционной религии и монархизму. Скоро, думаю, дело дойдет до известной триады министра Уварова при Николае I: Самодержавие, Православие, Народность. Мне как историку печально наблюдать, как на всех телеканалах идет явная идеализация без объективной оценки всех царствующих особ.
Возьмем, например, царствование выше упомянутого императора Николая I. Это при его царствовании с бессмысленной жестокость было подавлено так называемое восстание декабристов, которые только и хотели прогрессивных преобразований в России: ограничить абсолютную власть императора если не парламентом, то хотя бы Конституцией, раскрепостить крестьян и позволить им заработать в полную силу ума и таланта. Восстание декабристов закончилось трагедией Сенатской площади, казнью пятерых декабристов и 30-летней ссылкой честных и благородных людей России, выходцев из самых блестящих фамилий и дворянских родов. Более 120 человек были сосланы на рудники Сибири, четыре года они работали, закованные в кандалы, а после смерти Николая домой вернулось лишь 19 человек. В годы правления Николая I ( 1825- 1855 ) были загублены такие талантливые, гениальные люди как А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Т.Г. Шевченко, а философ П.Я. Чаадаев официально объявлен сумасшедшим.
И это только один пример явной идеализации царствующего монарха. Такие же односторонние оценки без критического анализа можно увидеть и услышать в отношении всех без исключения царствующих фамилий. К сожалению, забыты главные научные принципы анализа деятельности исторических личностей: принцип объективности и диалектического подхода.
Поэтому, на мой взгляд, всем нам, особенно преподавателям истории, при работе с молодежью необходимо как можно осторожно и, я бы сказала, трепетно относиться к нашему историческому прошлому. Ведь исторический процесс – это не магистральный проспект, история многовариантна, сложна и противоречива и к ней нельзя подходить упрощенно и односторонне. Особенно при анализе деятельности исторических личностей. Здесь нужен всесторонний объективный анализ. И именно эти принципы необходимо использовать при выработке нашей идеологии, опирающейся на наше историческое прошлое и настоящее.
Инна Гречко, секретарь Горловского ГК КПДНР
Товарищ Инна, удивлен, что в Вашей статье упоминается российское самодержавие как возможный( ?) ориентир для будущей идеологии ДНР. Коль нельзя подходить упрощенно и односторонне к анализу деятельности исторических личностей, то это не только личности семьи Романовых, но и представители советского периода истории России.Почему ,Вы, как коммунист не говорите о построении идеологии основанной на левой идее?Как по мне , то расстрел Николая 2 — логический поступок той политической борьбы за укрепление советской власти.Считаю самодержавие отжившим институтом государственного устройства.Творческое развитие Маркса, Ленина, китайских товарищей — вот на чем надо делать идеологию и воспитывать будущее поколение.С уважением. Лавриненко Василий .