Партия и класс. Ленин (Часть 1)

Стараниями ученика Георгия Плеханова Абрама Деборина, который в 1920-30-е годы определял характер советской философии, в СССР восторжествовала формула, согласно которой Владимир Ленин был лишь гениальным практиком, а гениальным теоретиком считался Георгий Плеханов. Одним из первых, кто выступил против такового определения, стал Иосиф Сталин. Именно он настаивал на том, что Ленин является также и гениальным теоретиком. Еще более точную формулировку дал Георг Лукач, который называл советского вождя «глубоким мыслителем практики». Величие Ленина, по его мнению, состоит в том, что он претворял теорию в практику, рассматривал любую категорию через призму человеческой деятельности.

То, что Карл Маркс сделал в отношении капитализма в целом, Владимир Ленин сделал в отношении современной эпохи, эпохи империализма. В структуре английской фабрики Маркс увидел основные тенденции капитализма, а Ленин — в проблемах дореволюционной России проблемы всей эпохи. Суть в том, что капитализм вступил в последнюю стадию — стадию империализма, что, в свою очередь, является кануном социалистической революции. «Актуальность революции — вот коренная идея Ленина», — считал Георг Лукач (Д. Лукач, «Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей», М. 1990, С. 55). В способности увидеть актуальность революции и заключается гениальность Ленина. В лучшем случае заурядный человек способен ее разглядеть тогда, когда массы уже сражаются на баррикадах, в худшем — она не видна ему даже в моменты потрясения основ капитализма. И причиной тому может быть вульгарно-марксистское образование.

Полной противоположностью Владимиру Ленину был Георгий Плеханов, который выступил против «Апрельских тезисов» и отрицательно отнесся к Октябрьской революции. По его словам, Россия не готова к социалистической революции, а якобы несвоевременный захват власти пролетариатом вызовет гражданскую войну, которая заставит его отступить далеко назад от позиций, завоеванных во время Февральской революции. Не только Плеханов, но и все бывшие соратники Ленина по «Искре» в результате оказались в лагере буржуазии. В 1918 году Павел Аксельрод и Вера Засулич называли Октябрьскую революцию контрреволюцией, а Юлий Мартов был исключен из состава ВЦИК за антисоветскую деятельность.

В отличие от меньшевиков и западных марксистов Ленину удалось разглядеть революционное содержание, пожалуй, за одной из самых реакционных форм. К 1905 году Ленин уже не сомневался в том, что в России революция может победить, опираясь на крестьянство. Карл Каутский не разделал эту точку зрения и утверждал, что в России революционное городское движение должно оставаться нейтральным в вопросе об отношениях между крестьянством и помещиком. Тем не менее Ленин из союза рабочих и крестьян в борьбе с самодержавием выводит тактику большевиков в русской революции. По его мнению, демократическая революция, совершенная пролетариатом и всем крестьянством, должна сразу же перерасти в социалистическую революцию. В этом суть ленинского определения «непрерывной революции».

Другой отличительной особенностью ленинизма является то, что в нем произошло диалектическое снятие народничества. Некоторые свои работы, особенно ранние, Ленин посвятил критике утопического социализма, в основе которого лежала крестьянская община. Но он не отбросил народнические идеи, как это сделали другие социал-демократы, а сохранил и поднял на более высокую ступень. Ленин указал на неизбежность разложения крестьянской общины в результате развития капитализма. Но в мировом масштабе это развитие происходит неравномерно, поэтому в эпоху империализма происходит консервация докапиталистических общественных отношений. Так, в начале ХХ века в России еще сохранялись феодальные пережитки, уничтожить которые было под силу только социалистической революции. Буржуазия же давно утратила революционный потенциал, и перед угрозой революции готова была идти на компромисс с монархией и помещиками.

В России объективно сложились условия для революционного союза рабочих и крестьян. Ленин первым обратил на это внимание, в результате чего абстрактное народническое понятие «народ» было заменено на понятие союза всех угнетенных, возникшего в конкретных исторических условиях. При этом ведущую роль в данном союзе занимал пролетариат, что объясняется его положением в процессе капиталистического производства. Но не поняв своего положения, т. е. не обретя классового сознания, он не в состоянии повести за собой всех угнетенных. Следовательно, пролетариат не может выполнить своей исторической миссии, не высвободившись из идеологической общности с другими классами. А высвободиться самостоятельно, без помощи партии, он не может.

Именно Ленин понял решающее значение партии в деле классовой борьбы. Он считал, что непременно должна быть создана партия профессиональных революционеров, т. е. тех людей, которые полностью посвятили себя революции. Такая организация формируется из представителей рабочего класса, ясно осознающих свои цели и готовых идти ради них на самопожертвование. Но появление партии профессиональных революционеров возможно только в условиях грядущей революции. В противном случае такая организация невозможна. Ленин утверждал, что нельзя отделять политическое от организационного. Если бы оправдался прогноз меньшевиков, которые были уверены в относительно мирном распространении демократии, а движущей силой в уничтожении феодальных пережитков считали буржуазию, то большевистская партия не состоялась бы. Начиная со II съезда РСДРП сторонники Мартова заявляли, что коммунистам достаточно работать под контролем партии, а деятельность в первичных организациях, на чем настаивал Ленин, вовсе не обязательна.

В настоящее время появление большевистской партии на территории бывшего СССР не представляется возможным, потому что изменились конкретно-исторические условия. В статье «Антиимпериалистический фронт: Донбасс, Сирия, Венесуэла» мной было использовано выражение Георга Гегеля о том, что «мировой дух» не посещает одну и ту же нацию дважды. Ренате Коппе, член Центрального Комитета Германской коммунистической партии, которая подготовила замечательный ответ, назвала ссылку на «мировой дух» спекулятивной. Совершенно с ней согласен, потому что сама гегелевская философия является спекулятивной. Другое дело, что мной сделана оговорка, что данное выражение следует поставить с головы на ноги и под «мировым духом» понимать организованный пролетариат во главе с революционной партией.

Слова Гегеля использовались мной лишь в качестве аллегории. Тем самым хотел сказать, что эпицентр классовой борьбы находится не на «постсоветском пространстве», а в другом месте. Воспроизводить в точности его слова, а тем более всерьез их разбирать, я вовсе не собирался. Но судя по реакции немецких товарищей, необходимо сделать некоторые разъяснения. Пролетариат революционен на этапе становления, например, как только он вышел из крестьянской массы. Что-то подобное еще есть в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, куда, на мой взгляд, переместился эпицентр классовой борьбы. В эпоху империализма реакционным становится не только буржуазия, но и пролетариат. Таким же реакционным, да еще и деморализованным после поражения социализма, является пролетариат в России и на всем «постсоветском пространстве».

На классический пролетариат как авангард революционный борьбы уже можно не рассчитывать. Он живет за счет сверхприбыли на Западе и остатков социализма на «постсоветском пространстве». Еще остается надежда на гастарбайтеров и полупролетариат в «третьем мире», которые в случае революционного подъема могут увлечь за собой и остальной пролетариат, включая российский. В таком случае Россия еще сможет занять достойное место в истории. В связи с этим необходимо ответить на вопрос, какой должна быть организация на территории бывшего СССР, включая Донбасс? Если более ста лет назад это была партия профессиональных революционеров, то сегодня ее можно было бы назвать партией профессиональных теоретиков.

После поражения революции 1905-1907 годов Владимир Ленин особое внимание уделял изучению теории, за что его часто критиковали однопартийцы. Они считали, что в условиях реакции надо не в библиотеке сидеть, а спасать организацию. Тем не менее Ленин упорно работал над книгой «Материализм и эмпириокритицизм», понимая, что после поражения революции первостепенное значение имеет борьба против реакционных теоретических течений (например, позитивизма) в пролетарский среде, борьба за торжество марксизма как классового сознания пролетариата. Именно теоретическая победа в условиях поражения первой революции обеспечила практическую победу во время второй — Великой Октябрьской. А все потому, что без революционной теории, как говорил Ленин, нет революционной практики.

Сейчас мы живем не просто в условиях поражения революции, а в условиях поражения социализма как мировой системы. Стараниями буржуазных теоретиков в мире стал доминировать тезис о «конце истории». И нам, коммунистам, следует приложить немало усилий, чтобы снова сделать актуальным тезис о необходимости завершения именно «предыстории человечества», чем и являются общественные отношения, в основе которых лежит частная собственность. Революция — явление мировое, поэтому в первую очередь необходимо думать о том, какую мы можем оказать ему помощь, исходя из наличных условий. На «постсоветском пространстве» сложились не самые лучшие условия для политической борьбы, но, пожалуй, самые лучшие условия для борьбы идеологической, т. к. здесь имеются марксистские школы и богатый опыт строительства социализма.

Продолжение следует.

Станислав Ретинский, секретарь ЦК КПДНР

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...