Общественные Советы – путь к народовластию

На прошедшем 2 апреля II съезде Коммунистической партии Донецкой Народной Республики, при обсуждении Политического отчета Центрального Комитета КПДНР, делегаты коснулись многих вопросов общегосударственного характера, от решения которых зависит дальнейшее укрепление и развитие молодой Донецкой Народной Республики. Второй секретарь Макеевского городского комитета КПДНР Сергей Юртаев выдвинул предложение о создании Общественных Советов в административно-территориальных единицах ДНР.

Первым этапом в деле создания таких Советов, по мнению автора проекта, должно стать проведение «круглого стола» по проблемам местного самоуправления с участием представителей действующих в Республике, поддерживающих ее независимость и целостность, общественных движений и организаций, политических партий, профсоюзов, объединений граждан по месту жительства и других общественных формирований в городах и районах ДНР.

Подробнее о смысле и целях этого проекта Сергей Юртаев рассказал в интервью корреспонденту сайта «Вперед».

Сергей Владимирович, насколько известно, тема создания Общественных Советов была на II съезде озвучена вами не впервые. До этого вы выступали по этой теме на собраниях и конференциях Макеевской городской и районных партийных организаций, на пленумах Макеевского горкома КПДНР. Известно также, что Макеевский горком направлял письмо с предложением о создании Общественных Советов в администрацию Макеевки и проведении «круглого стола» по данному вопросу. Более того, если не ошибаюсь, вы в этом письме вдвинули конкретные предложения относительно механизма формирования Общественных Советов, круга входящих в их компетенцию целей и задач. В чем причина того, что вы вместе с товарищами по партии так настойчиво добиваетесь осуществления этой идеи? Почему нам так нужны Общественные Советы, и вообще, что они из себя должны представлять?

За два года, прошедшие после провозглашения 7 апреля 2014 года Акта о государственной самостоятельности и Декларации о суверенитете ДНР, которые абсолютным большинством населения бывшей Донецкой области были поддержаны на референдуме 11 мая, наша Республика обрела все, или, точнее, почти все признаки и атрибуты государственности. У нас есть Конституция, есть легитимно избранные Глава Республики и высший законодательный орган – Народный Совет ДНР. Законно избранным Главой сформирован и действует в рамках правового поля Республик высший орган исполнительной власти – Совет Министров ДНР. Созданы и действуют правоохранительные органы, Вооруженные Силы, Центральный Республиканский Банк и так далее. В городах, районах, поселках и селах функции исполнительной власти осуществляют местные администрации. И все же при этом остается одно «недостающее звено», без которого государственное строительство нельзя назвать завершённым…

И это «звено», как видно в контексте вышесказанного, — местное самоуправление. Именно поэтому вы употребили слово «почти», говоря о признаках государственности в нашей Республике?

Именно так. Хочу напомнить, что в Акте и Декларации наша Республика провозглашена как НАРОДНАЯ, что закреплено в самом ее названии. В построении НАРОДНОГО государства, собственно говоря, и заключается одна из основополагающих целей, за которые жители Донбасса поднялись на борьбу весной 2014 года.

Но без широкого и активного участия самого народа в управлении своим государством, это государство немыслимо как подлинно народное. Поэтому основой народного государства и должно стать местное самоуправление – в форме городских, районных, поселковых и сельских Советов. Формирование и развитие местного самоуправления укрепит суверенитет Донецкой Народной Республики и нанесет сокрушительный удар по киевскому режиму. Именно поэтому киевская хунта оттягивает проведение местных выборов в ДНР и ЛНР.

Вот вы, Сергей Владимирович, говорите о выборах, о развитии местного самоуправления, о «круглом столе» на заданную тему… А о чем могут говорить участники этого «стола», если, согласно тем же Минским соглашениям, местные выборы в ДНР и ЛНР должны пройти по украинскому законодательству?

Дело в том, что при подписании Минских соглашений украинская сторона, создается такое впечатление, их не читала, надеясь на то, что все будет так, как скажет «вашингтонский обком». Но в Нормандском формате «вашингтонский обком» остался не у дел. Главное же, о чем «забывают» киевские главари, то, что по Минским соглашениям местные выборы в Донецкой и Луганской Народных Республиках предусматриваются после конституционной реформы на Украине. После реформы Украина должна иметь другое политическое, административно-территориальное устройство и, по сути, существовать в других границах, т. е. однозначно без Крыма, ДНР и ЛНР должны приобрести суверенитет, а особый статус отдельных районов мы предложим приобрести Киеву.

Правящий на Украине режим, как видим, не пытается идти в этом направлении, все его жесты – не более чем имитация каких-то подвижек в рамках Минского процесса. Киевский режим пытается трактовать Минские соглашения по-своему. Решение проблемы местного самоуправления в ДНР киевская хунта видит в реализации неких «планов медведчуков» о якобы назначении гаулейтером Донецкой области изгнанного с Донбасской земли олигарха Ахметова вместо всенародно избранного Главы Донецкой Народной Республики Александра Владимировича Захарченко. Более того, по заявлениям некоторых украинских официальных лиц, публикуемых в украинских СМИ, проведение выборов хунта планирует после ввода на территорию ДНР под видом охраны избирательных участков вооруженных укро-нацистских наемников, и проведения «зачисток» мирного населения. Следовательно, по планам Киева нас ждут трагические события с кровавыми последствиями. Этого, естественно, мы допустить не можем. Эта проблема уже освещена в Заявлении ЦК КПДНР, а «круглый стол» сможет придать более широкой гласности кровавые планы украинской хунты.

Минские же договоренности не ограничивают и в рамках международного права не могут ограничивать право народа ДНР на самоорганизацию. Народ имеет право на самоорганизацию и, не проводя местные выборы. Такая самоорганизация может произойти в форме Общественных Советов при администрациях городов и районов, решения которых на первом этапе носили бы рекомендательный характер, а после принятия закона об Общественных Советах могли бы стать также и контролирующими общественными органами. Должен подчеркнуть, что подобная практика существует в Российской Федерации и дает положительные результаты.

Давайте более подробно коснемся предполагаемых Общественных Советов. Кто, исходя из ваших предложений, должен в них входить? Как они реально могут повлиять на жизнь в каждом конкретном городе, районе, поселке?

Возьмем в качестве примера Макеевку. В городе действуют отделения двух общественно-политических сил, представленных в нашем парламенте, Народном Совете ДНР, – Общественные Движения «Донецкая Республика» и «Свободный Донбасс». В Макеевке действуют городская и районные организации Коммунистической партии Донецкой Народной Республики. На сегодняшний день в ДНР это единственная реально существующая и официально зарегистрированная политическая партия. Далее, в Макеевке работают Совет ветеранов войны и труда, городские организации и отделения Союза ветеранов Афганистана ДНР, Союза «Чернобыль», Организации бывших узников нацизма, Общественная организации «Молодая Республика», Союза предпринимателей ДНР. У нас есть Совет национальностей Макеевки, в который входят национально-культурные сообщества нашего города. Есть также различные творческие, культурные, спортивные, студенческие и другие объединения, общества, клубы. На предприятиях города существуют организации отраслевых профсоюзов, которые являются коллективными членами Федерации профсоюзов ДНР. Наконец, есть объединения граждан по месту жительства, в частности, территориальные органы самоорганизации населения микрорайонов, кварталов, поселков.

Таким образом, каждое из этих общественных объединений может делегировать своих представителей как в Общественный Совет при администрации города, так и в Общественные Советы при каждой из районных администраций. Вопрос о нормах представительства, о порядке делегирования представителей в Общественные Советы, о регламентах их работы — все это будет решаться в рабочем порядке, для чего и предлагается созвать «круглый стол».

Что касается компетенции Общественных Советов, то они, естественно, не могут и не имеют права подменять собой функции администрации. До тех пор, пока в Республике не проведены местные выборы и, соответственно, не сформированы местные советы, власть на местах осуществляют и принимают обязательные к исполнению решения главы городов и районов, назначаемые Главой Республики.

Общественные же Советы мыслятся как совещательные, консультативные и рекомендательные органы с самым широким народным представительством. Как мы себе это видим, они будут рассматривать весь спектр вопросов жизнедеятельности города и районов, включая их программы социально-экономического развития, вопросы городской социальной и коммунальной инфраструктуры, культуры, образования, общественного порядка и так далее.

Думается, что именно Общественные Советы должны первыми выявлять и предавать огласке возникающие проблемы, выявленные недостатки в той или иной сфере и предлагать свои варианты решения проблемных вопросов. Свои предложения, проекты, свое мнение по различным аспектам Общественные Советы будут доводить до городской и районных администраций, до населения города, средств массовой информации, а в каких-то случаях – до руководства Республики в виде рекомендательных решений, заявлений, обращений и т. п.

Не получается ли так, что Общественные Советы станут неким «заменителем» легитимно избранных, обладающих правом принимать решения, местных советов на период, пока вопрос о проведении местных выборов в ДНР витает в неопределенности?

Во-первых, безусловно, выборы местных советов в Республике все равно должны состояться, но не по тем сценариям, которые грезятся в воспаленном воображении главарей киевской хунты, а в том порядке, который будет определен самой Донецкой Народной Республикой.

Во-вторых, и после того, как выборы состоятся и местные Советы приступят к осуществлению своих полномочий, Общественные Советы отнюдь не утратят своей значимости как орган народного волеизъявления в самом широком смысле. Думается, что их мнение просто не смогут не учитывать ни депутаты выбранных местных советов, ни руководители исполнительных органов власти. Что особенно важно — Общественные Советы дадут возможность активного участия в управлении своим народным государством самым широким слоям трудящихся…

Невольно приходит на ум знаменитая ленинская «кухарка»…

Кстати говоря, слова о том, что якобы «каждая кухарка должна управлять государством» Владимир Ильич никогда не говорил.

Понятие «кухаркины дети» родилось в народе после выхода в свет в 1887 г. циркуляра царского министра просвещения И.Д. Делянова. Этим циркуляром, одобренным императором Александром III, предписывалось учебному начальству допускать в гимназии и прогимназии только обеспеченных детей. В циркуляре пояснялось, что «при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Поэтому в народе он и получил ироничное название «о кухаркиных детях». В результате действия этого циркуляра к 1917 году Россией управляли бездарные самонадеянные чиновники, считавшие себя элитой, но абсолютно не способные реально оценивать внутригосударственные проблемы и внешнеполитическую обстановку, что и привело Российскую Империю к краху.

В.И. Ленин же в своей статье «Удержат ли большевики государственную власть» в октябре 1917 года писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством… Мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучению делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато оно было немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Таким образом, большевики, опираясь на народные массы, вытянули Россию из краха и построили могучий Союз Советских Социалистических Республик.

По моему твердому убеждению, судьбу Народной Республики никто, кроме самого народа, решать не должен, и Общественные Советы могут стать той школой, в которой будут овладевать искусством управления и шахтер, и металлург, и военнослужащий Армии ДНР, и труженик сельского хозяйства, и… та самая кухарка.

26 марта 2016 года Г.А. Зюганов в докладе на Х совместном Пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ отметил, что социализм невозможен без воспитания способных к самоуправлению граждан с широким кругозором и глубоким пониманием общественных интересов.

В.И. Ленин, как известно, говорил, что нельзя идти вперед, не идя к социализму.

В сложившихся на сегодняшний день в ДНР условиях воспитанию способных к самоуправлению граждан могут способствовать только сформированные Общественные Советы как зачаток советской власти, как первый шаг на пути к социализму.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...