Эрнесто Че Гевара — человек XXI века

Будь не флейтою безвредной,

Не мещанский славь уют

Будь народу барабаном,

Будь и пушкой, и тараном,

Бей, рази, греми победно!

Генрих Гейне

История показывает: чем значительнее человек, тем больше мифов связано с его именем. За 50 лет образ Эрнесто Че Гевары неустанно приручали, приспосабливали к своим вкусам, подравнивали и приглаживали. Одни это делали не нарочно, из самых благих намерений, другие — вполне осознано опускали представления о нем до уровня убогой посредственности. Сейчас для широкой публики Че Гевара — не более чем модный бренд. Французский философ Режи Дебре как-то сказал: «Че был убит два раза: сначала — автоматной очередью сержанта Терана, потом — миллионами своих портретов». Тем не менее, по прошествии 50 лет после его гибели, полемика вокруг Че Гевары не ослабевает. Очевидно, это связано с тем, что в его личности нашли отражение извечные вопросы о смысле нашей жизни и смерти, соотношении индивида и коллектива, отличии самопожертвования от самоубийства и т. д. Но главное, что сделал Гевара, так это поставил вопрос о формировании нового человека.

Воспитать нового человека, который не был бы носителем идей ни ХIХ века, ни века нынешнего — упаднических и болезнетворных. Человек ХХI века — вот кого нам предстоит создать… (Эрнесто Че Гевара, «Статьи, письма, выступления», стр. 487).

Суть замысла в том, что создать нового человека можно лишь путем его освобождения. Гевара понимал, что добиться освобождения можно путем преодоления отчуждения человека. А сущность отчуждения человека есть отчуждение его труда.

На протяжении длительного времени человек пытается избавиться от отчуждения посредством культуры и искусства. Он ежедневно «умирает» на восемь и более часов, когда выступает в роли товара, и воскресает в духовном творчестве (Там же, стр. 485).

Следовательно, восстановить природную сущность человека возможно лишь в процессе освобождения труда. Формирование нового человека станет возможным при условии, что труд приобретет совершенно новое содержание. Сегодня, машинный труд обрекает огромные массы людей на примитивную повседневность. Средство труда, превращенное в автомат, словно мертвый труд, который подчиняет себе живую рабочую силу и высасывает ее. Машинное производство требует постоянного нажатия кнопок, включения рубильников, завинчивания гаек, лишая человека всякой возможности свободной физической деятельности. Даже облегчение труда становится источником пытки, потому что машина не рабочего освобождает от труда, а его труд от всякого содержания. В этом противоречие современной эпохи. Технический прогресс, повышая производительность труда, вместо того, чтобы его освобождать, непрерывно порабощает. Подтверждением чего является не сокращение рабочего дня, а еще большая интенсификация труда.

Вся человеческая ценность заключается в произведенном им продукте, т. е. в его труде. Отчуждение труда наблюдается в том случае, когда человек продает свою рабочую силу, более ему не принадлежащую, а вместе с ней отчуждает часть своего собственного «я». Следовательно, в материальном производстве человек теряет свою сущность, а вот в духовном — пытается вновь ее обрести. В этом и проявляется разделение человеческой деятельности на материальную и духовную составляющие. Сокращение до минимума тяжелого физического труда и увеличение времени для творческого труда, — в этом видел Гевара подлинную свободу человека. Новое содержание труд сможет приобрести в том случае, если рабочая сила прекратит свое существование как товар, а сам труд станет своего рода общественным долгом. Поэтому в вопросе формирования нового человека, Гевара немаловажное значение уделял бесплатному труду и моральному стимулированию.

Мы делаем все возможное, чтобы придать труду эту новую характеристику общественного долга и соединить его, с одной стороны, с техническим развитием (что создаст условия большей свободы), а с другой — добровольным неоплачиваемым трудом… (Там же, стр. 484).

Гевара считал, что гордость служению ближнему гораздо важнее, чем хорошая оплата, а благодарность народа более значима и гораздо более долговременна, чем все золото, какое только можно накопить. Внося посредством труда свой вклад во всеобщее благо, человек получает взамен от общества все необходимое для удовлетворения своих разумных потребностей, где первостепенное значение имеет духовное богатство человека, и степень развития в нем чувства ответственности. На данном этапе своего становления общества отношения между людьми соответствуют известному правилу Гоббса: «человек человеку — волк». Но такому способу общественных отношений приходит конец, они либо переходят на более высокую ступень развития, либо общество гибнет за ненадобностью.

Индивидуализм как таковой, как изолированное деяние личности, ощущающей себя одинокой в своей социальной среде, должен исчезнуть на Кубе. Завтра индивидуализм должен заключаться в полной самоотдаче личности — всей личности — в пользу общего блага, коллектива (Там же, стр. 116).

Всестороннее развитие личности позволяет ей в полной мере раскрыть свою сущность, что в свою очередь делает ее труд более содержательным. И Че Гевара, будучи универсальной личностью, стал воплощением нового человека. Он начинал свой жизненный путь врачом и путешественником, а закончил главой национального банка и министром промышленности. К универсальности он призывал и других: врачей, в частности, — к выращиванию новых сельскохозяйственных культур, а всех людей в целом, — к овладению искусством педагогики и политики.

Эрнесто Че Гевара был примером бездонного источника человеческой энергии. В первую очередь, вызывает восхищение его несломимая воля к жизни, сочетающаяся с готовностью пожертвовать собой во имя всеобщего блага. И. А. Гончаров по этому поводу однажды сказал: «Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние. Нужно слово и дело, борьба». И Гевара жил в постоянной борьбе с трудностями, без передышки и пощады к самому себе, будучи тем, кто хочет стать человеком, а, следовательно, должен неустанно бороться против целого сонма невидимых врагов: гибельных сил природы, смутных желаний, темных помыслов, которые исподтишка толкают на путь унижения и грозят небытием. Постоянным волевым напряжением Че побеждал удушающие припадки астмы, от которой страдал всю жизнь. На протяжении всего жизненного пути он ставил перед собой задачи, которые, казалось, превосходили пределы человеческих возможностей, и чем опасней и тяжелее было дело, тем с большей страстью он за него брался. В постоянной борьбе Че Гевара видел единственный путь становления нового человека. Не зря Кубинская Революция стала одной из отправных точек в формировании человека XXI века.

Это была первая из героических эпох революции, когда люди соревновались за функции, налагавшие наибольшую ответственность и сопряженные с наибольшей опасностью; когда единственной их наградой была удовлетворенность сознанием исполненного долга. Сегодня в работе революционного воспитания мы часто возвращаемся к этой поучительной теме. В поведении наших бойцов проступали черты человека будущего (Там же).

Эрнесто Че Гевара требовал самоотверженности от себя и других не только в сфере материального производства, но и в сферах духовного созидания, т. е. в культуре, искусстве и науке. Воспитанный на произведениях Федерико Гарсии Лорки и Пабло Неруды, он резко осуждал «безадресный пессимизм и вульгарное времяпрепровождение» и призывал искусство превратиться в орудие обличения действительных проблем человека и его отчуждения от собственной сущности. Че с восхищением отзывался о кубинском поэте Гильене, который с неподкупной самоотверженностью и преданностью отдавал весь свой огромный талант художника служению народу и делу, в которое он верил.

Искусство теряет всякий смысл, когда перестает быть действенным. Когда искусство не имеет опоры в серьезной практической деятельности, тогда оно утрачивает свою силу, свою связь с жизнью. Пабло Неруда четко подметил: «Поэт, не пришедший к реализму, обречен не смерть», а Федерико Гарсия Лорка призывал «быть вместе с народом, рыдать, когда рыдает народ и хохотать, когда он хохочет».

Без нового человека, человека с принципиально иной структурой личности, с совершенно иным подходом к материальному и духовному производству невозможно новое общество. Современный мир охватил духовный кризис небывалых масштабов. Одних суровая действительность обрекает на повседневную борьбу за выживание. Других материальный комфорт обрекает на невыносимую скуку. Зачастую самоубийство и алкоголизм являются болезненными попытками избавиться от рутинного существования. Люди ищут смысла жизни, но ничто не приносит им его. Ни религиозный экстаз, ни уход в частную жизнь, ни, тем более, погоня за наживой. Так уж устроен человек, что он в большинстве случаев плохо переносит правду в чистом виде; ему надо, чтобы религия, мораль, политика, посредством писателей, поэтов, художников, артистов и т.д. подавали ему правду в шелухе лжи.

И лишь немногим гениям под силу стряхнуть с себя эту ложь, героически преодолеть кризисы, которые им приходиться переживать в одиночестве, в минуты пребывания в вольном мире своих мыслей и чувств. Действительно главный удар, который судьба наносит по человеческой жизни, — это обессмысливание индивидуального существования. Гевара неустанно боролся с безысходностью и убожеством человеческого существования, одновременно с этим указывая путь к подлинной и полноценной жизни.

Н. Г. Чернышевский в работе «Прекрасное есть жизнь» писал: «Жизнь так широка и многостороння, что в ней человек почти всегда найдет досыта всего… Пуста и бесцветна бывает жизнь только у бесцветных людей, которые толкуют о чувствах и потребностях, на самом деле, не будучи способны иметь никаких особенных чувств и потребностей, кроме потребностей рисоваться».

Когда человек полон жизни, он не спрашивает, зачем ему жить, — он живет, потому что жить — это здорово. Именно из-за острой нехватки людей, которые считают, что жить — это здорово, так ярко выражен главный симптом нашего духовного кризиса — затрудненность реализации больших творческих проектов. И здесь в самое время вспомнить слова Р. Роллана: «Одно только и есть счастье: творить. Живет только тот, кто творит. Остальные — это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни». Гевара был творческим человеком в самом полном смысле этого слова, ибо был творцом самых высоких ценностей — более яркой, полной, а потому справедливой и правильной жизни и соответствующего ей нового человека.

Это был один из самых свободных людей в истории человечества, потому что готов был пожертвовать собой во имя его освобождения. Секрет этой свободы в нравственном примере, который преподал Че миру корысти и наживы. Огнем своего самопожертвования Гевара выводил людей из депрессивного состояния. Нет худшего рабства, чем быть рабом своих собственных предрассудков и стереотипов. Именно духовное освобождение, возрождение человека из праха унижения, пресмыкания и лжи является нематериальным фактором, движущим все изменения в обществе. Главную заслугу Гевары перед мировой историей российский политолог В. Миронов видел в следующем: «Громадное историческое значение личности Че в том, что миллионы угнетенных и униженных людей по всему миру благодаря его личности выходили из депрессивного состояния, сбрасывали с себя психологический гнет рабства и поднимались на борьбу». Поэтому его жизнь, даже спустя 50 лет после его гибели, продолжает заряжать жизненной энергией миллионы людей по всему миру.

Рискуя показаться смешным, он как-то сказал, что истинным революционером движет великая любовь — любовь к жизни, семье и своему народу. Его смерть есть проявление безмерной любви к жизни. Она — не отрицание жизни, а прямой вызов ее убожеству и повседневности. Он сделал свое дело — пронес свое знамя, знамя достоинства и человечности, потому вошел в историю, стал легендой и поднял миллионы людей с колен, показав своим примером путь к новой жизни. Он — Эрнесто Гевара по прозвищу Че.

Станислав Ретинский, секретарь ЦК КПДНР

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...