В 1966 г. группа аборигенов навсегда изменила Австралию.
22 августа 1966 г. представители народа гуринджи, работавшие в Уэйв Хилл, и их семьи, всего более двухсот человек, покинули станцию и прошли несколько километров до местного поселка, где разбили лагерь на берегах реки Виктория рядом с поселком Уэйв Хилл и начали забастовку за лучшие зарплаты и условия труда.
Гуринджи все еще часто рассказывают историю ее первых дней – колонна мужчин, женщин и детей, старшие дети и взрослые помогают нести младенцев и уставших младших детей, одеяла и другие скудные пожитки и еду, которые они смогли принести с собой; шумная взволнованная толпа, некоторые счастливы, некоторые напуганы, некоторые встревожены, – окруженные своими собаками, они километр за километром шли по поросшей жестким кустарником местности.
В марте 1967 г. они переместились на 11 километров в Дагурагу, на берега Уотти-Крик. Место, которое они выбрали, – это земля, которой традиционно владели и которую традиционно занимали гуринджи, оно расположено поблизости от нескольких важных священных мест гуринджи, особенно Сил-Гордж. Там также есть постоянный источник хорошей воды.
Стало ясно, что они хотят чего-то большего, чем равная зарплата и условия труда. Они никогда не отказывались от своей земли, а теперь хотели получить ее обратно и самостоятельно распоряжаться своими жизнями. Они хотели, чтобы западные люди ушли с их земли, которую они хотели использовать для себя. Они намеревались основать независимую общину гуринджи и заниматься скотоводством, что дало бы многим семьям гуринджи мясо и рабочие места.
Их инициатива, последовательное мужество, достоинство, упорство и решимость победить в борьбе были изумительны. Взятки, обман, тактика затягивания, угрозы, любые другие уловки, какие можно было придумать, – все это не заставило их отступить.
Один из лидеров группы подытожил это, сказав:
«Этот участок земли принадлежит нам, он носит наше имя, и никто никогда не сможет забрать его у нас. Здешние сновидения принадлежат нам».
Их борьба была поворотным пунктом для австралийского общества. Расизм, патернализм и равнодушие сменились готовностью значительной части белого сообщества поддержать требование туземных общин признать их права на землю.
Эта резкая перемена в общественном мнении не была бы возможна без усилий Коммунистической партии Австралии (КПА), которая использовала свое значительное влияние, чтобы создать и обучить широкую и активную группу поддержки гуринджи.
Члены КПА сыграли ключевую роль в усилиях по мобилизации поддержки профсоюзов и организации движения солидарности с гуринджи. Отдельного упоминания заслуживают члены КПА и профсоюзные активисты из Дарвина Брайан Мэннинг и Джордж Джиббс.
Десятилетиями гуринджи медленно строили свою общину, приобретая технику для уборки травы, профилирования и других небольших дел. Были построены дома, начало работать скотоводческое предприятие, были посажены сады, и не только.
Потом, в июне 2007 г. Дагурагу и другие общины аборигенов на Северной территории понесли большой ущерб из-за Вторжения, обычно называемого Вмешательством.
Под предлогом защиты детей аборигенов от развратных действий и ненадлежащего ухода правительство послало в общины аборигенов на Северной территории 600 полицейских и армейские подразделения.
В течение семи лет не было ни одного обвинения в развращении несовершеннолетних, однако данный факт никогда не обсуждался, не были принесены извинения народу, пострадавшему от этого огульного обобщения.
В феврале 2012 г. Вторжение было заменено очень похожей политикой Более прочного будущего.
Даже до начала Вторжения правительства, горнодобывающие корпорации, скотоводы и другие могущественные силы были полны решимости ликвидировать самоопределение аборигенов и их управление землей. Их целью было вернуть себе полный контроль над землей и развитием Северной территории. Теперь их мечты стали реальностью.
Во время Вторжения общинные поселковые земли были переданы от земельных советов аборигенов правительственному утвержденному законом органу. Новая принудительная аренда на пять лет заменила общинную собственность на землю.
Во время Вторжения патрульные полицейские патерналистского прошлого были заменены новой сетью живущих на местах правительственных управляющих делами (известных, как «пряничные человечки»), которые теперь принимают решения в общинах. Старейшины были освобождены от исполнения своих обязанностей, что подорвало их авторитет и традиционную культуру.
Аборигенов обокрали на миллионы долларов, украв у их общинных советов их землю, здания, движимое имущество и власть.
С середины 2007 по середину 2008 гг. движимое имущество общин принудительно изымалось без компенсации и отправлялось в региональные центры в Элис-Спрингс, Теннант-Крик, Кэтрин и Дарвине. Многое из того, что было потеряно, крайне необходимо для оказания базовых услуг – техника для выравнивания дорог, экскаваторы, техника для уборки травы, автобусы, тракторы и даже пожарные машины. Канули в прошлое автобусные поездки в город за покупками и сбор дров для пожилых людей, на стоянках для проведения церемоний больше не выкапывают уборные.
Многие работники-аборигены потеряли работу и были вынуждены жить на пособие по безработице. Местные власти прислали работников по контракту, которые взяли на себя многие задачи, ранее выполнявшиеся местной рабочей силой. Все это привело к резкому падению уровня жизни в уже обедневших общинах.
В некоторых случаях вернулся рабский труд прошлого. Работники-аборигены должны работать 25 часов в сутки, чтобы получить свое пособие по безработице. Некоторых сейчас отправляют работать на компании, которые платят им через выпускаемую правительством карточку BasicsCard, что является частью унизительной системы управления доходами, включающей обязательные покупки.
Несмотря на обещания, показатели занятости ухудшились. Маленькие общины подверглись опустошению. Борьбу за равные зарплаты для чернокожих работников придется начинать заново.
Две общины – Калкаринги и Дагурагу – потеряли в результате Вторжения до 250 рабочих мест. Влияние этих сокращений на жизнь общин было катастрофическим. В Дагурагу почти нет женщин, имеющих работу.
Посещение школы теперь привязано к социальным выплатам, которые во многих случаях являются единственным источником дохода семьи. Некоторые семьи будут голодать, если их дети не будут ходить в школу.
Вторжение было катастрофой. Всего четыре примера говорят о многом:
— число попыток членовредительства с начала Вторжения увеличилось более чем втрое;
— уровень самоубийств среди молодежи на Северной территории вырос на 160 %;
— число случаев домашнего насилия удвоилось;
— число аборигенов, находящихся в тюрьме, почти удвоилось за время Вторжения.
Сегодня еще нужно пройти долгий путь, прежде чем гуринджи достигнут равных с другими австралийцами прав.
Гуринджи нужно немедленно вернуть их технику. Они должны получить возможность заново запустить свои маленькие предприятия и вернуть членам общины их рабочие места.
Планы экономического развития и оказания услуг для Дагурагу должны разрабатываться самими гуринджи в условиях полноценного совещания и конструктивного участия.
Прежде всего, общине необходимо вернуть право собственности и управления ее землей.
Гуринджи смогли начать строить жизнь в Дагурагу благодаря своему мужеству и выносливости и благодаря масштабной, мощной кампании поддержки по всей стране. Снова требуется движение такого же масштаба, чтобы помочь гарантировать выживание Дагурагу.
Коммунистическая партия Австралии призывает профсоюзное движение снова встать плечом к плечу и выразить солидарность с гуринджи в их борьбе за самоопределение и права на землю.
Автор: доктор Ханна Миддлтон
Оригинал: http://www.cpa.org.au/guardian/2016/1744/04-the-dreamings.html, рабочий еженедельник «Гардиан», № 1744, 17 августа 2016 г.