В эксклюзивном интервью корреспонденту сайта «Вперед» председатель Профессионального союза работников транспорта Донецкой Народной Республики Анатолий Хмелевой прокомментировал повышение платы за проезд в маршрутных такси.
«Во времена СССР было понятие «реальная заработная плата». Что это такое, я тогда не представлял, но теперь понимаю. Кроме заработной платы на производстве я, как и все, пользовался бесплатным здравоохранением и образованием, государство дотировало коммунальные и транспортные услуги населения, поэтому проезд в трамвае был 3 копейки, троллейбусе — 4 копейки, автобусе — 5 копеек. Транспорт общего пользования был планово-убыточным. Убытки государство брало на себя. После развала СССР экономика перешла на рыночные рельсы. Государственные и коммунальные автопредприятия либо разорилась, либо перешли в частные руки. Почему развалились? Потому что тарифы не соответствовали рыночным требованиям, а у местных органов власти не было возможности компенсировать убытки.
В ДНР нет условий для компенсации убытков автоперевозчикам, т. к. цены на топливо по сравнению с 2013 годом возросли. На запчасти цены возросли в 3-4 раза, т. к. автобусы «Богданы», «Эталоны» и «Руты» производятся на Украине и доставка запчастей крайне затруднена. Крупные предприятия либо не работают, либо зарегистрированы на Украине, поэтому руководство Республики вынуждено увеличить налогообложение на мелкий и средний бизнес, в том числе и на автоперевозчиков. Сложилась ситуация, когда у автоперевозчиков нет денег на ремонт автобусов. По этой причине парк автобусов сократился более чем на 50%. В зимнее время надо ставить зимнюю резину (один комплект стоит около 70 тыс. росс. рублей), а финансовой возможности их приобрести нет. В зимних условиях при снегопаде и гололеде эксплуатировать подвижной состав без зимней резины нельзя, т. к. не будет обеспечена безопасность пассажиров. Кроме резины выходят из строя детали ходовой части, узлы и агрегаты, в том числе и двигатели. Ремонт их стоит немалых денег.
Министерство транспорта ДНР произвело расчет экономически обоснованного тарифа. Он еще в июне 2016 года должен был быть чуть более 10 росс. рублей. Защищая интересы большинства населения Республики, руководство ДНР сопротивлялось повышению тарифов. Но, чтобы избежать остановки автобусов, работающих в режиме «маршрутного такси», согласилось на повышение тарифов на 2 рубля. Мера непопулярная, но крайне необходимая.
Для сравнения в Ростове цена проезда составляет 17-19 росс. рублей, на Украине 4-6 грн, что в пересчете составляет 10-15 росс. рублей, в Луганске с 15 января 2016 года тариф на проезд одного пассажира составляет 10 росс. рублей. В Донецке для льготных категорий граждан проезд остался бесплатным, но новый тариф введен «не для жиру, быть бы живу», — отметил он.